Всероссийское общественное движение

Адрес Россия, г.Москва, Новый Арбат, д.21, офис 23    Телефон +7 (999) 981-29-39

11 марта 2015

Семья является уникальным социальным институтом

Алла Туманова

Председатель Самарского регионального отделения Союза Матерей России

Точка зрения (2)

Доклад на тему: «Сохранение нравственного начала и укрепление традиционных семейных ценностей – как фундамент для самоопределения граждан России».

Семья является уникальным социальным институтом, фокусирующим в себе совокупность общественных, педагогических, этических, правовых и конфессиональных отношений. Семья, с точки зрения ее генезиса, явление относительно молодое, она насчитывает менее 10 тыс. лет. В настоящее время семья представляет собой устойчивое социальное образование, сохраняющее свои стабилизирующие функции при самых острых социальных катаклизмах. Прогрессивные семейные традиции создают благоприятные условия для сохранения нации. Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования личности, передачи социального опыта, культурного наследия, ценностных приоритетов. Семья является своего рода этнопедагогической категорией «зародышевого» порядка. Она для нации, для этноса «как зародыш в зерне», а без зародыша зерно не прорастает. Язык, культура, обычаи максимальным образом реализуются именно в семье. Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, включающую его защиту, формирование личности. Эти функции обуславливают уникальность социального института семьи, делают ее посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению.

В народе издавна традиционно живет и передается из века в век, из поколения в поколение почтительное отношение к родному дому. Добрый дух родного дома, тепло домашнего очага - первейшее условие успешного воспитания детей. У дагестанцев, как и у других народов России, дом – это природный храм. В дагестанской семье постоянно живет хорошая и благородная традиция: поддерживать теплые родственные связи, вместе преодолевать родственные неурядицы. И все это делается, прежде всего, ради детей, чтобы воспитать у них сызмала глубокие родственные чувства.

В народе с давних пор принято устраивать традиционные семейные праздники, на которые приглашают всех родственников и свояков. Это фамильные собрания — обычно без употребления алкоголя. Считается обязательным пригласить всех родственников на свадьбу, имянаречение, день рождения, новоселье. Следует отметить, что к подобным и другим взаимоотношениям между родственниками активно приобщаются не только взрослые, но и дети. Для детей такие родственные контакты являются источником не только эмоционального удовлетворения и утешения, но имеют большую воспитательную силу, служат школой добрых человеческих взаимоотношений.

«В жизни каждого народа семья — святыня, ставка при этом делается, в первую очередь, на мать. В этнопедагогике культ матери — закономерен. Она как матерь божья, а отец — патриарх всея семьи. Дети — ангелы. Домашний очаг - священный алтарь. Естественность воспитания обеспечивается, прежде всего, матерью. Родные обычаи, традиции, родной язык сохраняются именно ею. Материнский язык - живая душа нации. Мать несёт в себе тысячелетнюю генетическую программу духовных исканий своего народа» (Г.Н. Волков). Республика Дагестан остается одним из немногих субъектов Российской Федерации, в котором сохраняется естественный прирост населения, обусловленный естественным фактором, то есть превышением уровня рождаемости над уровнем смертности. Всего в республике проживают 504,6 тыс. семей, из них с несовершеннолетними детьми - 391,4 тыс. семей, в том числе около 80 тыс. многодетных семей с несовершеннолетними детьми. В системе традиций дагестанской семьи все же наибольшее значение имеют те ее аспекты, которые касаются родителей как самых первых и незаменимых воспитателей своих детей. Дети обязаны относиться к родителям с почитанием. Права матери в семье соблюдаются особо, так как на нее ложатся тяготы на вынашивание, роды, кормление и воспитание ребенка.У дагестанцев мать играет важную роль в семье, и немало в дагестанской народной педагогике мыслей, выдвигающих мать на первое место. Слово матери для ребенка имеет особенное значение.

По народным обычаям родители обязаны воспитывать своих детей, научить трудиться, дать, как говорится, «хлеб в руки». Примерно то же самое наблюдается и в русских крестьянских семьях. Весь дух семьи направлен на сохранение и приумножение традиций. Труд для дагестанцев имеет судьбоносное значение. Труд не ради развлечения и заполнения досуга, а производительный труд, нацеленный на получение результата и материального блага. Самым высоко оцениваемым нравственным качеством в семьях кубачинцев является трудолюбие. Каждый кубачинец, к примеру, должен научить сына своему ремеслу - художественной обработке металла, производству ювелирных изделий с применением драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, а кубачинка научить дочь вязать спицами очень красивые национальные носки - джурабы. Табасаранки учат своих дочерей ткать ковры, унцукульцы учат детей резьбе по дереву, балхарцы и сулевкентцы - делать глиняную посуду. Цумадинцы и андийцы шить бурки, куппинцы шить шапки, сулевкенки вышивать платки - къузе. Таким образом, через труд осуществляется преемственность поколений. Преемственность - это условие закономерного, естественного воспитания. В народе говорят: «Если ваши планы рассчитаны на год - сей рожь, если на десятилетия - сажай деревья, а если на века — воспитывай детей» - то, что дает семья — это надолго.

В свою очередь, нравственный долг взрослых детей - уважение старости, забота о престарелых родителях, великодушие к лицам преклонного возраста. О долге детей перед родителями свидетельствуют многие народные пословицы и поговорки: «Тот, кто покинул аул отца, тот не увидит хорошего дня», «Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь», «Слезы матери никогда напрасно не пропадают», «Почитай отца и мать, будет тебе везде благодать», «Наибольшее зло в мире — недоброе отношение к матери», «Да будет проклят всякий, кто хоть раз обидит мать». Подобные изречения встречаются не только у народов Дагестана, но и всех народов: произносятся, формулируются по-разному, но сущность - одна, смысл - один.

Самым большим несчастьем для дагестанцев считается - бездетность. Человека, не имеющего ни семьи, ни родственников называют пакьир: также называли и того, кто умирал не на родине и оказывался похороненным на кладбище чужого аула. Самобытность культуры семейного воспитания дагестанцев, прежде всего, проявляется (материализуется, реализуется) на намусе, тухуме и в идеале дагестанской женщины. Традиционная культура семейного воспитания в Дагестане своими корнями уходит в далекое прошлое, и она не может отделяться от педагогического опыта и наследия прошлого, от особенностей национального менталитета народа, его обычаев и традиций.

Преемственность в семейном воспитании - многогранное явление, и ее нельзя сводить лишь к взаимосвязи поколений - старших с младшими.

Преемственность следует рассматривать не только в вертикальной иерархии отношений, но и в связях по горизонтали. Это предполагает и комплексность, системность подходов к воспитанию, и солидарные действия родителей, бабушек, дедушек, учителей.

В основе традиций семейного воспитания лежат следующие положения:

- бережное отношение к детям, особенно в младенческие годы, исключающее физическое наказание, жестокость по отношению к ним, сочетающее в себе любовь, уважение, доверие с требовательностью к исполнению своих обязанностей;

- привитие с младенчества уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, создающее культ предков, родителей, родных, что препятствует разобщенности старших и младших, помогает установлению связи поколений;

- любовь, привязанность к родным местам, порождающая бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, развивающая умственные силы и наблюдательность, сообразительность, умение анализировать природные и социальные явления, а также закладывающая основы формирования и развития патриотических чувств;

- посильное участие детей в различных видах домашнего, производительного труда, обуславливающее естественную общность детей и взрослых, их взаимоотношения на равных, а также привитие трудолюбия, понимания значения труда в жизни человека, социальное созревание детей.

Народные, этнические традиции и обычаи можно отнести и к стихийным факторам. Они существуют независимо от желания людей как черта народной жизни, как образ жизнедеятельности.

В силу многонационального уклада в дагестанском обществе традиционно особое внимание уделялось интернационализму, духовности, нравственности в большой семье народов, где в основе были общечеловеческие ценности, традиции и обычаи, вырабатываемые на протяжении веков. В Стране гор не было детских домов, и сироты воспитывались в домах близких и родных. В перестроечные годы дагестанское общество столкнулось с серьезным кризисом - воспитательные задачи и нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отодвинутыми на второй план и в семье, и в школе, и в обществе. И вследствие этого молодежь оказалась неподготовленной к жизни, без соответствующих знаний, духовности и нравственности, уважения к традиционным для Дагестана нормам и обычаям.

В молодежной среде произошла утрата духовно-нравственных ценностей, позволяющих делать выбор между добром и злом, исказились представления о милосердии, справедливости, принятые в дагестанском обществе.

Что же касается духовно-религиозного воспитания и образования, то в последнее десятилетие они получили распространение в нетипичной для Дагестана форме, нередко выражающейся в религиозном экстремизме, нетерпимости и агрессии, хотя в прошлые времена он славился веротерпимостью и высоким духовно-нравственным воспитанием детей в семье.

Вся жизнь в дагестанской общине регулировалась морально-этическими нормами, выработанными на основе общественного мнения, которое особо относилось к поведению детей. Обучение детей, их воспитание являлись важнейшими функциями каждой горской семьи.

В современном Дагестане за последние десятилетия обесценивание традиционных приоритетов во многом было связано с размыванием исторических корней и, как следствие, деградацией нескольких поколений.

Пришло время, когда каждый горец должен понимать, что самосохранение нашего народа напрямую связано с возрождением и укреплением семейных ценностей. Семья на первоначальном этапе воспитания должна закладывать в своих детей основы уважения к старшим, своему роду, Родине, устремление в мир без войн и насилия. К сожалению, в силу сложившихся жизненных обстоятельств в последние годы многие родители упустили вопросы воспитания детей, что очень сильно в последующем отразилось на нашей с вами жизни и, естественно, на самой молодежи. Появился термин «социальное сиротство».

Именно поэтому в числе первых законов, инициированных Главой Республики Дагестан Р. Абдулатиповым, стал Закон «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей», который послужил началом конкретной работы семьи, общества и государства. Только в такой связке в условиях утраты духовно-нравственных ценностей нашего народа, насаждения экстремизма и терроризма можно найти выход из сложившегося положения.

В кавказских семьях есть хорошая и благородная традиция: поддерживать теплые родственные связи, воспитывать у детей глубокие родственные чувства, сообща преодолевать неурядицы. Все это делается прежде всего ради детей, ради сохранения своего рода и процветания своего народа. Укрепление семейных ценностей, возврат к истокам наших родовых, семейных устоев - единственный путь к возрождению России и всей российской семьи народов. Я хочу, чтобы российские семьи были счастливыми и здоровыми, чтобы гармония света, тепла и родительской заботы окружала наших детей.