Всероссийское общественное движение

Россия, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21                   Телефон +7 (495) 589-39-28

28 августа 2015

Владимир Бурматов: Нужна дебюрократизация учительского труда

Депутат Госдумы РФ от Челябинской области, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию Владимир Бурматов провел встречи с педагогическими коллективами Челябинска, Озерска, Верхнего Уфалея, Усть - Катава, Каслей, Кыштыма, Трехгорного, Копейска, Катав - Ивановска, Аши, Кусинского, Кунашакского, Красноармейского и других районов области.

Депутат отметил, что качество образования и уровень социальных гарантий учителям в Челябинской области находятся на очень высоком уровне благодаря приоритетному вниманию к этой сфере со стороны губернатора региона и областных властей. В то же время парламентарий назвал наиболее острые проблемы, стоящие перед российскими школами, сформулировал основные приоритеты в совершенствовании школьного образования и рассказал «Вечернему Челябинску» о наиболее серьезных недоработках федерального Министерства образования и науки в этой сфере, над устранением которых предстоит работать.

ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЬСКОГО ТРУДА

Объем школьной бюрократии, по моим оценкам, вырос за последние три года примерно в два раза. Это стало следствием, с одной стороны, внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, а с другой – итогом непродуманной политики, которую проводят в этой сфере чиновники от образования. Причем это идет с самого верха - от федерального Минобра. Количество дублирующих друг друга запросов от вышестоящих ведомств, которые приходят в школу ежедневно, исчисляется уже десятками. В итоге с утра учителя вынуждены писать планы о том, как они вечером будут готовить отчеты, а вечером – составлять отчеты о том, как они утром писали планы. Это снижает эффективность работы учителей, поскольку не оставляет времени на подготовку (а иногда – уже и на проведение) уроков и бьет по престижу учительского труда, превращая педагога в бюрократа. Анализ той бюрократии, которая спускается на школы сверху, показал, что значительная доля этих иногда бессмысленных бумаг – это дублирующие друг друга запросы, требования предоставить еще раз ранее уже предоставлявшуюся информацию, новые формы, в которые нужно вбить ранее уже направленные данные и так далее. То есть практика показывает, что большинства из этих повторных запросов у школ всевозможных отчетов и справок можно было бы избежать, если бы органы образования начиная с федерального министерства организовали бы внутриведомственный обмен информацией. Пока же, несмотря на то что проект «электронного правительства» был давно презентован, Министерство образования в него явно не вписывается и объем бюрократии в школах растет как снежный ком. В связи с этим я предлагаю руководству Минобра ввести для чиновников ведомства требование о запрете на повторный запрос в школах ранее уже запрошенной информации, а обрабатывать ее внутри ведомства. В регионах необходимо пойти по тому же пути. Это оставит чиновникам возможность контроля за деятельностью школ, однако перестанет парализовать работу учителей и администрации учебных заведений, как это происходит сейчас. Анализа с точки зрения дебюрократизации требуют и федеральные государственные образовательные стандарты. Но о них позже.

НАВЕДЕНИЕ ПОРЯДКА СО ШКОЛЬНЫМИ УЧЕБНИКАМИ

Издание учебников превратилось в огромный высокодоходный бизнес. Складывается впечатление, что постоянные изменения в перечне рекомендованных учебников вызваны именно желанием чиновников дать заработать тем или иным изданиям, а про школы никто вообще не вспоминает. В итоге сколько бы денег ни тратили регионы на закупку учебников, в результате чехарды в перечне их все равно не хватает. Школам приходится выходить из положения по - своему, что часто вызывает недовольство родителей и прокуратуры. При этом ряд учебников, которые всегда признавались учителями - предметниками как наиболее удачные и зарекомендовавшие себя, вообще навсегда выпали из перечня. Причина здесь, по - видимому, не в качестве самого учебника, на котором выросло не одно поколение школьников, а в том, что издательство не смогло «договориться». При этом в перечне рекомендованных иногда оказываются пособия, качество которых не выдерживает вообще никакой критики. В связи с этим я настаиваю на антикоррупционной экспертизе перечня рекомендованных учебников. Постоянное его «тасование» в угоду повышению прибылей издательств надо прекращать. Перечень должен устояться и быть согласован с учительским сообществом. Важное место в нем должны занять качественные «единые» учебники по основным базовым дисциплинам, которые должны стать основой формирования единого образовательного пространства в стране.

МОРАТОРИЙ НА ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ

Порядок проведения ЕГЭ невозможно менять бесконечно. К этому не могут приспособиться ни ученики, ни учителя. Когда каждый новый выпуск сдает ЕГЭ не так, как предыдущий, возникают ненужные стрессы, падает качество подготовки. При этом многие нововведения идут прямо «на ходу», Минобр меняет правила тогда, когда «игра уже началась». Это недопустимо. Нужно ввести мораторий на любые изменения в порядке ЕГЭ на три - четыре года, чтобы к новому порядку сдачи ЕГЭ привыкли школьники и учителя, каждый год вводить объемные системные изменения (сочинение, модернизация части «А» по ряду предметов, устная часть по иностранному языку, деление математики на два уровня) дальше невозможно. Необходимо остановиться и спокойно оценить эффективность реализованных мер.

«ХВАТИТ КОШМАРИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ»

Тезис, прозвучавший однажды по отношению к действиям надзорных органов, бесконечно проверяющих бизнесменов и предприятия, актуален и для сферы образования: количество проверок школ со стороны прокуратуры, пожарных и иных служб давно превысило все возможные пределы, как и частота изменений нормативов, и размеры выписываемых штрафов, и характер претензий (вроде слишком широких дверных проемов, которые директор, видимо, должен заложить кирпичом). Контроль за условиями, в которых учатся дети, необходим, но школы не должны становиться заложниками «палочной» системы проверяющих. Минобразования должно выйти с инициативой об организации в регионах межведомственного взаимодействия по решению проблемы избыточности контрольных мероприятий для школ. Надзорные ведомства должны надзирать, а не «кошмарить» школы.

ЭКСПЕРТИЗА И ПРОБЛЕМА ФГОСов

Одной из основных ошибок Министерства образования является то, что основные действия ведомство совершает, не обсудив их предварительно с учительским сообществом. Из - за этого – множество перекосов, ошибок и неверных шагов, реакция на которые со стороны экспертов, учителей, депутатов бывает настолько резкой, что Минобру приходится отменять едва принятое решение или заявлять, что чиновников в очередной раз «не так поняли». Таких примеров мы видели немало. При этом ведомство имеет весьма «бледный» вид. Правда, еще печальнее бывает, когда непроработанное решение не отменяется, а, наоборот, внедряется, несмотря ни на какие протесты учителей: тогда уже «бледный» вид приходится иметь всем, кто вынужден его исполнять. Поэтому Министерство образования должно выносить на широкое общественное обсуждение любую сколь - нибудь значимую инициативу до ее внедрения и учитывать позицию учительского сообщества, а не декоративных «карманных» министерских «экспертов». Особое значение это имеет при обсуждении ФГОСов, многие недостатки которых могли бы быть вскрыты и убраны до их внедрения. Получилось же с точностью до наоборот: сначала ФГОСы были внедрены, а потом от учителей начали поступать многочисленные обращения, связанные с их низким качеством. Этот подход необходимо кардинально менять.

СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛ – ПОД КОНТРОЛЬ

Проект по строительству новых и реконструкции старых школ, который был недавно анонсирован Дмитрием Медведевым и в рамках которого в Челябинской области уже в ближайшее время появится шесть новых современных школ, - мера нужная и своевременная, иначе в ближайшее время мы рискуем столкнуться с острым дефицитом мест в школах. При этом нужен самый жесткий контроль за тем, как будет реализовываться этот проект, чтобы не получилось, что в двух соседних регионах стоимость постройки школ отличается в разы. Сейчас это, увы, случается. Исключить коррупционную составляющую процесса можно только организовав двусторонний контроль – парламентский на уровне региона и общественный со стороны независимых, в том числе учительских организаций. Тогда есть шанс добиться того, что бюджетные деньги будут потрачены не напрасно и дети смогут учиться в современных и комфортных школах.

НАША СПРАВКА: Владимир Бурматов, депутат Государственной Думы VI созыва, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член Генерального совета партии «Единая Россия», кандидат педагогических наук. Родился в г. Златоусте Челябинской области. С отличием окончил Челябинский государственный университет. До избрания депутатом Госдумы РФ работал заведующим кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Комментарии

Фото

СОЮЗ МАТЕРЕЙ РОССИИ в ТПП провел праздник "Пусть всегда будет МАМА!"

Смотреть все фото »

Видео

Подписание международного меморандума матерей России, Беларуси и Украины в Госдуме 23 мая 2019

Смотреть все видео »